Для начала опишу сложившиеся на текущий момент впечатления о самых мифических вещах, про которые больше всего говорят, если хотят показать что-то характерное для Кореи. Это следующие категории: острая пища, строгая иерархическая подчинённость, долгое сидение на работе, бюрократия, а также чистота, порядок и технологии такие, что технологичнее, порядочнее и чище только Япония.
- рис с овощами
Пища. Да ничего особенного. Любят, конечно, поперчить, но я лично нормально съедал даже то, от чего сами корейцы меня предостерегали. При этом всегда имеется, например, плошка совершенно пресного варёного риса, которым можно спокойно всю остроту заесть. Сейчас уже, приходя в столовую и тыкая пальцем в надпись "Spicy чего-нибудь", на мой вопрос: "А что, сильно спайси?" --- кореец отвечает: "Для тебя нормально." Должен заметить, что в прежней жизни я ничего особенно не перчил. Думаю, от нашей удачной столовой горчички у корейца глазёнки также повылазють, как и с нами это бывает.
Иерархия. Все, кто может, сообщают, как Корея глубоко внедрила Конфуцианство в своё общественное устройство, что даже стала более конфуцианской, чем сам Китай --- собственно, родина Конфуция. К сожалению, в конфуцианстве я совсем не разбираюсь. Сообщается, что там очень детально прописаны все взаимоотношения между старшими и младшими. Из-за этого якобы всё время возникают проблемы, например, такого рода: как быть, если старший по должности оказался младшим по возрасту? Такие ситуации крайне редки, видимо, в силу их сложности, но случаются. Один монреальский канадец, пишущий книги про Корею и являющийся почётным гражданином Сеула, рассказывал, как все в Корее друг другу кланяются от мала до велика. Даже если одному мальчику 8 лет, а другому 9, то младший должен слушаться старшего. Хотя, пожалуй, в этом-то возрасте разница в один год более заметна, чем, например, в случае возрастов 68 и 69 лет. Но и в последнем варианте 68-летний старик должен слушаться 69-летнего. При этом тот же канадец сказал, что Самсунг --- это, вообще говоря, особенное место. Он пытается быть глобальным, поэтому всё в нём может быть совсем иначе.
Так вот, в Самсунге на текущий момент я не замечаю этого призрака конфуцианства. Мой начальник говорит, что и вся Корея меняется. Приходит молодёжь из колледжей (корейская образовательная система, кстати, очень похожа на американскую) и говорит то, что думает, не заботясь о том, кому, что и как надо говорить. К тому же, многие представители этой молодёжи приходят именно из американских колледжей, потому что есть такая мода --- отправлять детей учиться на запад (хотя, в Америку самолёты летят на восток :)).
Долгое сидение на работе. Я всегда думал, что корейцы очень трудолюбивые. Но сейчас в сети постоянно маячит этот снобизм, что, мол, не трудолюбивые они, а просто долго высиживают, ничего толком не делая. Этого я даже опасался, когда намыливался сюда на работу. Однако опыт подсказывал, что все люди примерно одинаковые. Среди случайной сотни московских профессоров найдутся интеллигенты, прохиндеи, ремесленники точно так же, как среди случайной сотни мадагаскарских аборигенов. Тут то же самое. Можно подумать, русские программисты рано уходят с работы. Кто-то раньше. Большинство --- позже. Тут так же. Здесь, правда, имеется порядок: от входа до выхода с работы должно пройти не менее 9 часов, т.е. включая час на обед. Но, ведь, и у нас поздно уходят не только те, которые и пришли поздно. И работают аналогично: кто-то больше Интернет сёрфит, кто-то меньше; кто-то чаще пьёт чай, кто-то реже. В голове срабатывает сигнал написать: "кто-то чаще курит, кто-то реже," но курение тут --- отдельная тема. На неё реально стоит обратить внимание. В кампусе Самсунга курить нельзя. Нигде. Хочешь покурить --- иди за ворота. Это 10-15 минут пешком от центральных рабочих корпусов. И покидать кампус можно не более двух раз в течение рабочего времени. И не более чем на час каждый раз. Мой начальник курит. Три раза в день, я думаю: сигаретку до работы, сигаретку в обед и сигаретку перед сном. В особенно тяжёлые дни, когда все достают, он курит четыре раза в день: два раза из кампуса выходит.
Продолжение следует...